Миян Ижма медся дона

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2014 » Ноябрь » 21 » Finugor об отношениях населения с нефтяниками
20:34
Finugor об отношениях населения с нефтяниками

Лидеры движения коми-ижемцев раздвигают рамки конфликта с нефтяниками, в минприроды Коми считают, что напряжение снято

 

Фото с сайта m-iz.ru

В Санкт-Петербурге, в пресс-центре ИА «Росбалт» 18 ноября состоялась пресс-конференция лидеров Межрегионального общественного движения коми-ижемцев «Изьватас» и членов экологической общественной организации «Комитет спасения Печоры». Общественники поведали журналистам о конфликте с региональным подразделением нефтяного гиганта «ЛУКОЙЛ», действующего в Тимано-Печоре с конца 1990-х годов

Участникам пресс-конференции представился Николай Братенков, отвечающий в МОД «Изьватас» за работу с нефтяниками. Он ознакомил присутствующих с ситуациями, которые имели место быть, а так же с действиями, которые предпринимали местные жители: «В марте этого года произошел нефтеразлив площадью чуть меньше 1 гектара, который был подожжен, и с 15 километров этот дым полтора суток наблюдали жители окрестных деревень. Второй момент, который сильно обострил ситуацию между сельчанами и нефтяниками ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»: последние решили бурить скважину в двухстах метрах от села Краснобор, даже не сообщив об этом людям. Не говоря уже о том, что надо было бы провести слушания». Жители села собрались в красноборском клубе, чтобы обсудить возникшие проблемы с нефтяниками, но со стороны нефтедобывающей компании, по словам Н.Братенкова, никто не явился. После этого собрания проводились еще дважды, но оба раза вновь остались без внимания. Как заявил общественник, вместо того, чтобы переговорить с людьми лично, выслушать и попытаться прийти к компромиссу, в Краснобор на вертолете привезли двух аффилированных депутатов Госдумы РФ, которые не приняли никакого внятного решения. «И только после этого люди вышли на митинг в поселке Щельяюр: все были в негодовании, потому что не получили ни одного ответа. Сразу после данного события вышли на митинг люди в Усть-Усе: 120 человек предъявили свои требования в отношении экологического законодательства и плохой работы контролирующих нефтяников органов. И только потом власти проснулись и решили собрать круглый стол в Усинске, даже два круглых стола».

Однако, ни к каким положительным подвижкам данные мероприятия не привели, поскольку, по словам Николая Братенкова, устроили «говорильню»: «И тогда уже наша инициативная группа выходит на Вячеслава Гайзера [глава Коми], чтобы он, как гарант наших прав, вызвал того же Петра Оборонкова[генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Коми], и чтобы мы при нем разобрались с ситуацией. К нашему удивлению, в сентябре этого года это случилось, и даже там была одна говорильня, а наши требования не были рассмотрены». Представитель «Изьватас» обвинил корпорацию «ЛУКОЙЛ» в обострении конфликта, подчеркнув, что несмотря на достигнутые с трудом договоренности — проводить в селах обсуждения касательно проводимых рядом работ — подрядчиками компании было выброшено оборудование возле села Мутный Материк. Помимо этого, с его слов, происходили и иные нарушения : «Второй факт - в районе реки Лая, где должно было быть пробурено несколько скважин, а это рядом с Щельябожем и Захарванем, они проводят слушание в Усинске в тот период, когда никто из этих сел не может приехать из-за осенней распутицы. После этого мы договорились с селянами, что давайте попробуем выйти на единовременные акции протеста, хотя бы в трех населенных пунктах, это было принято и в нашем районе; это должно было быть в Красноборе, инициативная группа все подготовила, за десять дней подала в соответствии с законом уведомление и только тогда, узнав о наших планах, «ЛУКОЙЛ» в какой-то степени повернулся к нам лицом. Люди «ЛУКОЙЛа», которые отвечают за работу с общественностью, сразу приехали в район и начали переговоры с каждым членом инициативной группы. Первый блин получился комом: в Красноборе отозвали уведомление и не стали выходить на митинг. Было наобещано выделить Краснобору 25 миллионов рублей для того, чтобы сделать проектно-сметную документацию для детсада и для того, чтобы сделать капитальный ремонт в школе. Они обещали прекратить работы по строительству скважин, навести порядок на буровых вышках и построить новый нефтепровод, чтобы избежать разливов. Услышав это, люди поверили и отозвали уведомление. Но в двух других населенных пунктах то, что мы хотели — произошло». Как сообщил далее Н.Братенков, в актовый зал в Мутном Материке не поместились все желающие: зал рассчитан на 100 человек, а пришло 130 и все как один проголосовали за то, чтобы десять требований, ранее выдвинутых нефтяникам, были исполнены — иначе люди не остановятся. В Усть-Усе 16 ноября на митинг вышло 150 человек, за исключением главы поселения.

В целом, было названо две причины столкновения людей с нефтяниками: «За последние 20-25 лет исчезли колхозы в наших селах, которые давали работу людям — и поэтому больше трети населения сидит без работы, в тот же момент они лишились второго хлеба: они имели скот, ловили рыбу и пользовались дарами леса. Практически все время, на протяжении этих лет по реке Колва, по реке Печора плывет нефтяная пленка, иногда тоньше, иногда толще, но рыбные запасы исчезают, крупный рогатый скот, который живет на заливных лугах — умирает от отравления. Людей довели борьбой за свое существование».

Как живется простым сельчанам рядом с нефтепроводом - описалаСветлана Рочева: «Летом 2001 года в 800 метрах от деревни Пустыня на Медвежьей горе поставили нефтяную вышку, и на болоте в двух километрах от деревни расположилась 13-ая буровая. Через несколько лет и до сегодняшнего дня коренные жители стали испытывать все прелести нефтедобычи: полностью уничтожили местность в Медвежьей горе: там вырыли так называемый амбар для соляной воды, которая каждую весну протекает в ручей, а дальше в реки Ижму и Печору. Лес полностью выжжен — остались черные стволы берез. Смрад сероводорода. Это место облюбовали животные: лошади табунами вылизывают соленую землю, коровы лакомятся этой землей. В этих местах мы собираем грибы и ягоды, кормим наших детей. Статистика показывает, что дети стали болеть чаще: бронхо-легочными, кожными заболеваниями и ротавирусной инфекцией. Почему, обрекая население жить в нефтяной помойке, компания не спонсирует детский отдых? Участились случаи, до летального исхода, отравления крупного рогатого скота. Каждый день, когда стемнеет, с 13-ой буровой на нашу деревню ветер приносит облака сжигаемого газа, и мы этим дышим. В каждой семье появились астматики. Дети рождаются с серьезными патологиями. Кому за 50 — посещают онкодиспансер в городе Сыктывкар».

Заканчивая свое выступление, С.Рочева пригласила всех желающих летом отдохнуть в их деревне, напиться воды, полной нефтеотходов, подышать сероводородным воздухом и поправить свое здоровье. Председатель МОД «Изьватас» Николай Рочев, в свою очередь, отметил: «На днях в Москве пахло сероводородом — так весь мир об этом знает, а у нас прошлым летом в селе Щельяюр дети в школе экзамены сдавали в марлевых повязках из-за того, что невозможно было дышать от сероводорода».

Отвечая на вопросы представителей прессы, участники пресс-конференции говорили о том, что больше всего возмущения вызывают именно действия «ЛУКОЙЛа», который старается скрыть всеми доступными способами нефтеразливы. Организаторы утверждали, что основным требованием к нефтяникам всегда было одно — это добросовестные действия по отношению к природе и местным жителям. По словам Н.Братенкова, около 150 оленей пали из-за отравления межпластовых вод, которые не закачиваются обратно в скважину, а выливаются на почву.

Корреспондентам Инфоцентра удалось задать вопрос лидерам «Изьватас» о дальнейшей судьбе конфликта:

— Сейчас отношения с «ЛУКОЙЛом» обострены до предела. Какие же дальнейшие ваши действия, действия экологов? И возможен ли когда-либо компромисс? Известны ли в истории случаи, когда коренных жителей устраивали действия нефтяников, было ли такое?

Николай Рочев:

— Мы готовы идти до конца, нам деваться некуда. Мы готовы идти на диалог, но с нами никто не хочет разговаривать. У нас есть в практике такой опыт, когда в заказнике «Сэбысь» нефтяники начали бурить скважину, и тогда весь район поднялся — это родовые угодья в основном и единственная чистая река, которая осталась в районе. Подъем местного населения был настолько сильным, что нефтяники ушли из заказника. Беспрецедентный случай.

Николай Братенков:

— Когда нефтяники вошли в заказник, я был председателем района, и могу сказать, что это были совершенно другие нефтяники, нежели чем сейчас: они когда заходили, то даже на расстоянии тридцати километров от районного центра сделали сейсмопрофили для исследований, и по нашему требованию складывали это все в бунты и готовые дрова, а люди вывозили как хотели и как могли. Сегодня же они эти сейсмопрофили делают через 300 метров, но они все валят, и никто ничего забрать не может, потому что там невозможно пройти. То, что делали они тогда — это было нормально. То, что делают сейчас — это просто переходит все границы.

Между тем в министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми считают, что конфликт, по сути, разгорелся из-за желания определить параметры и принципы взаимодействия населения с нефтяной компанией, передает ИА «БНКоми».

- Процесс нахождения понимания принимал разные формы на этих двух территориях, а речь идет о двух населенных пунктах в Республике Коми: Краснобор в Ижемском районе и селе Усть-Уса в городском округе «Усинск». Поэтому надо понимать, что острые разногласия носят локальный характер - если в том же Ижемском районе напряжение снято, то сейчас внимание с помощью общественных активистов привлекается только к Усть-Усе. Выстраивание соцпартнерства с компанией на этих территориях продолжается. Прорабатываются пункты соглашения о сотрудничестве с местными сообществами. Свои предложения представили как муниципалитеты с учетом мнения населения, так и органы региональной власти. Сейчас компания «ЛУКОЙЛ-Коми» рассматривает конкретные объекты и проекты для реализации в рамках соцпартнерства, - отметил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Роман Полшведкин.

По сообщению сайта «Миян Ижма», митинг в Красноборе местные общественники действительно решили не проводить, так как получили заверения, что строительство новых скважин приостановлено, на имеющихся наведен порядок, новых разливов нефти нет, запланирована прокладка 75-километрового нефтепровода, выделены деньги на новый детсад и капремонт школы.

В пресс-службе ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» от комментариев отказались.

http://finugor.ru/

Категория: МОД "Изьватас" | Просмотров: 1476 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]