Миян Ижма медся дона

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2018 » Июнь » 20 » Нет языка — нет народа
23:27
Нет языка — нет народа

В дискуссии приняли участие как противники обязательного изучения национального языка в регионе, так и сторонники и пропагандисты РОДНОГО ЯЗЫКА В КОМИ-КРАЕ, но тем не менее сторонам удалось трезво оценить текущую ситуацию и договориться об основных принципах работы общественников в данном направлении.

Предлагаем вашему вниманию замечания и рекомендации Круглого стола «Нет языка — нет народа», который прошёл при поддержке Общереспубликанского Собрания Общественности Республики Коми.

Оценка ситуации

  1. Проблема развития языков коренных народов РФ в национальных республиках РФ публично не обсуждается, и это позволяет не замечать нарастающий комплекс проблем в сфере межнациональных отношений и в сфере реализации прав коренных народов РФ.

  2. Стремление к отказу от изучения государственных языков коренных народов РФ жителями этнических регионов связано в основном с группами, ориентированными на культуру временщичества и бегства из национальных регионов. Содействие в этом стремлении развивает культуру бегства из регионов.

  3. Знание государственных языков коренных народов в национальных регионах России — это благодарность данным народам за ту историческую роль, которую они сыграли в сложении и сохранении современной единой России.

  4. Только развитие языка является его сохранением. В современных условиях развитие языков коренных народов РФ невозможно без преподавания и изучения государственных языков в системе дошкольного и школьного образования, реализации комплекса мер со стороны государства по повышению статуса государственных языков национальных регионов РФ и переходу их в статус родных языков для граждан национальных регионов .

  5. Муниципальные и региональные вопросы, связанные с языками коренных народов, не должны решаться только на федеральном уровне, без участия и вопреки воле самих коренных народов РФ. Сокращение прав и полномочий регионов РФ, в том числе в сфере образования, пагубно для всех субъектов РФ.

  6. Активизация вопроса обязательности или факультативности изучения языков коренных народов с федерального уровня недопустима и даже опасна.

  7. Отказ от обязательности преподавания и изучения государственным языкам коренных народов в национальных регионах — это удар по сложившейся государственности многонационального государства Россия.

  8. Активная русификация национальных регионов не предохранит от роста сепаратистских настроений.

Общие рекомендации

  1. Полиязыковая культура должна стать нормой языковых отношений в России.

  2. Коренные языки национальных регионов России должны сохранить статус государственных языков.

  3. Изучение культуры и разговорно-бытового языка коренных народов должно стать основой для сохранения языкового многообразия России.

  4. Изучение государственных языков коренных народов в национальных регионах должно быть престижным. В федеральные образовательные стандарты надо ввести обязательность изучения государственных языков коренных народов в национальных регионах.

  5. Необходимо создать реестр коренных языков народов России.

  6. В Конституцию России и Конституции национальных регионов должна быть включена фраза о том, что коренные языки являются духовным достоянием народов России

  7. Надзорным органам надо строго следить за исполнением нынешних законом связанных со знанием государственных языков коренных народов национальных республик.

  8. В полиции, судебных органах должна быть изжита культура взгляда на человека, говорящего на коренном языке, как на человека сопротивляющегося государству, которая сложилась в последнее время.

  9. Надо стремится на всех уровнях обсуждения данных проблем избегать перевода разговора в плоскость национализма и в плоскость политических дискуссий.

Рекомендации по мотивация к обучению коренным языкам в национальных регионах.

  1. Главный вопрос при решении проблемы обязательности и не обязательности изучения государственных языков коренных народов должен быть связан с повышением мотивированности жителей национальных регионов к изучению языков коренных народов.

  2. Должны быть созданы условия в регионах, когда изучение государственного языка коренного народа в национальном регионе превращается в острую необходимость.

  3. Необходимо создать условия, мотивирующие жителей региона к изучению языков коренного народа (карьерный рост для людей владеющих коренным языком, материальная поддержка людей стремящихся обучатся коренному языку).

  4. Необходимо определить государственные должности, где необходимо обязательное знание коренного языка. Глава региона и 50% госслужащих должны обязательно владеть коренным языком, хотя бы в разговорно-бытовой форме.

  5. Необходимо создать экономические условия для желания жителей региона изучать коми язык: а) 20% скидки при обучении в ВУЗах, для тех студентов, кто знает коми язык, б) повышенные стипендии для студентов ВУЗов, которые знают Коми язык.

  6. Надо брать пример с региональных ВУЗов Карелии и Мордовии, где на 1-м курсе обязательно изучение языков местных коренных народов.

  7. Надо вернутся к квотам для поступающих в ВУЗы со знанием коренного языка.

  8. В центральном ВУЗе региона должны быть восстановлены факультеты коренных языка и литературы.

  9. Необходимо создать условия для возможность сдачи ЕГЭ на родном языке.

Рекомендации по формам обучения коренным языкам в национальных регионах.

  1. Необходимо отклонить законопроект перевода обучения языкам коренных народов в национальных регионах на факультативную основу.

  2. Закон РК о языке должен остаться в былом виде, но должна быть изменена форма преподавания.

  3. Язык должен преподаваться так, что бы его изучение вызывало положительные эмоции у любого проходящего обучение.

  4. Важна осознанность изучения регионального языка.

  5. Технологии преподавания коренных языков должны быть улучшены, так как уровень современного преподавания коми языка очень низкий.

  6. Должны быть сформированы два стандарта в изучении коренных языков: базовый, разговорно-бытовой (умение говорить и понимание) и углубленный.

  7. С первого класса в регионах должны быть введены уроки коренной культуры, для понимания ценности коренного языка и культуры любыми жителями региона.

  8. Краеведение должно преподаваться в школе ежегодно, для сохранения мотивации к изучению местных языков, развитию уважения к культуре и правам коренных народов национальных регионов.

  9. При изучении коренных языков не обязательно использовать бальную систему оценки знаний.

  10. При изучении коренных языков возможно создание особых условий изучения только в рамках школьных занятий, без выполнения домашних заданий.

  11. Необходимо изучение литературы местных языков проводить не на русском языке, а на языке данного народа.

  12. Развивать систему обучения другим предметам на коренном языке и развивать создание национальных школ, особенно в муниципалитетах.

Ведущий Круглого стола

Сажин Игорь

 

Просмотров: 4000 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]