22:11 Коми-ижемцы: Мы будем настаивать на своих требованиях, пока нас не услышат | |
С 25 по 28 января 2015г. Йоганес Рур (Институт антропологии и экологии, Германия) и Ирина Курилова (сотрудник Центра содействия КМНС, Москва) посетили Ижемский район Республики Коми с целью изучения общественного мнения коренного населения о состоянии окружающей природной среды. В этой поездке они встретились с представителями Комитета спасения Печоры, активистами Межрегионального общественного движения коми-ижемцев «Изьватас», с жителями сел Ижма, Краснобор, Диюр.
Конфликт между нефтедобывающей компанией и местным населением на Севере Республики Порядка 70 % сельских жителей Усинского и Ижемского районов Республики Коми считают, что вреда от деятельности нефтедобывающих компаний на их территории намного больше, чем пользы. Как рассказали нам жители села Краснобор, они сначала было обрадовались, когда узнали, что рядом с их селом будут добывать нефть, думали - заживут лучше, работа будет и т.д. Но на деле оказалось, что по прошествии почти 15 лет жизнь в селе с приходом нефтяников катастрофически ухудшилась. Оказалось, что Краснобор стоит прямо на нефтяном месторождении. Буровые вышки стоят всего в 800 метрах от жилых домов, нефтепровод проходит в километре от села. В итоге, все экологические последствия добычи нефти сказались на жизни села: пить воду из артезианского источника, которой пользуются несколько деревень, невозможно; болота, леса, где всегда собирали морошку, грибы, ягоду, загажены нефтяными разливами; охотничьи и рыболовные участки разворочены техникой… Еще один момент, который обострил ситуацию, когда нефтяники весной прошлого года решили бурить скважину в двухстах метрах от села, даже не сообщив об этом людям. Не говоря уже о том, что надо было бы провести слушания. Жители села не стали молчать, неоднократно приглашали на сельские собрания представителей компании, но все призывы к диалогу остались без внимания со стороны нефтяников. И только после этого население вышло на митинг в соседнем поселке Щельяюр (рядом от села Краснобор). Сразу после данного события вышли на митинг люди в Усть-Усе, предъявили свои требования в отношении экологического законодательства и плохой работы контролирующих нефтяников органов. ![]() «Мы не против добычи нефти, если богатство есть, то его надо добывать, но основное требованием к нефтяникам всегда одно — это добросовестные действия по отношению к природе и местным жителям. У нас есть право на жизнь, мы не виноваты, что мы родились на месторождении. Сегодня у нас страх за жизнь, за будущее наших детей», - отмечают местные жители. Ольга Терентьева, директор школы с. Кроснобор: Люди хотят здесь жить, молодежь хочет строить дома, но не знает, что ждет их в будущем, может им придется потом переселяться. Раньше мы всегда призывали своих учеников возвращаться в село, сейчас я не знаю, что им говорить, потому что не известно, что нас ждет в будущем, так как кругом нефть у нас. Приезжали московские депутаты, мы их спрашивали, что с нами будет, если под нами нефть. На что они отвечают, если что, то мы можем переехать, а куда? Никто нам не может дать внятного ответа. ![]() В декабре прошлого года были попытки вместе с представителями компании Лукойл-Коми обсудить эти требования, но по большинству пунктов стороны не пришли к единому мнению. Мы задали вопрос руководителю администрации Ижемского района Игорю Норкину, каким образом власти района могут защитить права местного населения в данном конфликте? На что он ответил, что все подотчетно законодательству РФ и у него нет полномочий. Федор Терентьев, председатель Комитета спасения Печоры: Конфликт возник из-за того, что российское законодательство сегодня защищает бизнес, а не коренное население. Хотя бы взять общественные слушания, они носят рекомендательный характер. Если слушания провели, и независимо от того, что люди против, это ничего не значит. Поэтому мы в последнее время взяли тактику – признавать общественные слушания несостоявшимися. Николай Братенков, заместитель председателя общественного движения «Изьватас»: Был один круглый стол, не рассматривали наши требования, был другой стол – наши требования опять не рассматривали. В конце концов – полное игнорирование мнения местного населения со всех сторон. Я считаю, все права местного населения нарушены, не только со стороны Лукойла, но и со стороны властей республики. Такая же ситуация складывается в Усинском районе. На прошедших там слушания, люди проголосовали за то, что слушания не состоялись, но, тем не менее, мы читаем в районной газете, что оказывается все хорошо и слушания считаются состоявшимися. Поэтому все обостряется и боюсь, дальше будет обостряться. Нефтяники нас за людей не считают. Руководство «Лукойл-Коми» нас не слышит. Николай Рочев, председатель общественного движения коми-ижемцев "Изьватас": Несколько лет мы сталкиваемся с тем, что подрядчики Лукойла - сейсмопартии валят варварским способом огромное количество леса, при этом втаптывая древесину гусеницами в землю, устраивая переходы профилей через нерестовую р. Нерица с закидыванием на лед бревен. А это около 40 тысяч кубов - потребность в дровах всего района. Этот лес просто лежит, гниет, а если местный житель возьмет хотя бы одно бревно, то его полиция и надзорные органы оштрафуют, так как лес принадлежит государству. Получается замкнутый круг: сейсморазведчики не обязаны вывозить срубленный лес, местное население не имеет право забирать этот лес на дрова. Представители "Севергеофизики", подрядчики Лукойла, пытаются оправдать свои действия законом. ![]() "Нами принято совместное решение, мы будем идти до конца. Нам деваться некуда. Мы будем настаивать на своих требованиях, пока нас не услышат", - говорят коренные жители. В Ижемском районе коми-ижемцев осталось меньше 18 тысяч. Между тем коми-ижемцев в отдельный народ до сих пор не выделили. Как отмечает председатель движения «Изьватас» Николай Рочев, для получения официального статуса коренного малочисленного народа нужны согласия губернаторов всех регионов, в которых они проживают. Четыре (губернаторы Мурманской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского и Ненецкого АО) из пяти своего согласия пока не дали. Решить вопрос не удается уже десять лет. При этом сами территории числятся как места проживания коренных малочисленных народов. Коми-ижемцы – народ, традиционно занимающийся оленеводством, собирательством и рыболовством. До сих пор для 6 % из них оленеводство является основным источником заработка, еще для 48 % – дополнением в семейный бюджет. | |
Просмотров: 1603 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |