Миян Ижма медся дона

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2017 » Декабрь » 18 » ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КОМИ ЯЗЫКА, а не уничтожение
17:57
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КОМИ ЯЗЫКА, а не уничтожение

Сегодня принимала участие в работе рабочей подгруппы по образованию (по выработке предложений по государственной поддержке коми языка).

Ниже - мое выступление.

При обосновании «добровольности» изучения государственных языков Республик, входящих в состав РФ, стали ссылаться на ФГОС. Пришлось изучить его с пристрастием. Что же там обнаружила?

«Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения».

В этом пункте расставлены по порядку (видимо, важности):

1. изучение государственного языка Российской Федерации;

2. возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации;

3. возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации.

Норма обязательного изучения государственных языков в законодательстве нашей республики закреплена, в частности, в ст. 1(1) п. 4 Закона Республики Коми «Об образовании»: «Во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных учреждениях изучение коми и русского языков как государственных языков Республики Коми является обязательным в соответствии с законодательством».

Таким образом, изучение коми языка в нашей республике, как государственного, проводится на законных основаниях, и не противоречит российским законам.

Что же мы читаем в обсуждаемых сегодня «Методических рекомендациях». На страницах 2 и 3, отведенных вопросу изучения государственных языков, все умозаключения идут на статьи законов. До того момента, как начинается разговор о «добровольности».  И вот здесь аргументы, основанные на законах, заканчиваются. Почему? Да потому, что ни в одном законе РФ нет принципа добровольности изучения предметов. Есть только в Конституции РФ в статье 26 о праве каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. На самом деле в нашей республике такого права у детей нет. У нас не предлагается выбор языка обучения. А как раз это и следует родителям (законным представителям) обучающихся выбирать: язык обучения - и не более того.

Значит, если в нашей республике идти по пути исполнения этих методических рекомендаций, то будет нарушен Закон РК «Об образовании».

Второе. Требование выбора родного языка так же никак не обосновано. Нет ни одного пункта ни в одном документе, в том числе и Приказе Минобра РФ о ФГОС, где бы говорилось о каком-то выборе. Ни родного языка, ни предметов. Родной язык или государственный язык республик - это такой же учебный предмет, как химия, физика, биология.

Как мне пояснила учитель высшей категории из Гамской основной школы Галина Валерьяновна Хозяинова, «в Ижемском районе коми язык как родной изучается в большинстве школ - со 2 по 5 класс 3 часа в неделю. Литературное чтение - 2 ч, в 6-8 кл - 2,5 и 1,5 на литературу, в 9 - 2 и 2 соответственно. В нескольких населённых пунктах, в том числе в самой Ижме, где присутствует большое количество русскоговорящих, изучается как государственный (2 часа в неделю). Коми язык и литература, так же, как русский язык и литература - это совершенно разные предметы. Первый имеет своей целью обучение функции понимания, говорения, составление текстов. У второго предмета - воспитательная функция. Как показали последние события, воспитания как раз в нашем обществе и не хватает на всех уровнях. Поэтому предмет литература, в том числе коми, имеет место быть. На сегодняшний день коми литература - это богатая литература со своими историей, традициями, оптимальный вариант изучения. Её никак нельзя уменьшать до предлагаемых методическими рекомендациями вариантов. Та расчасовка, которая существует сейчас, и которая соответствует Программам, я считаю, оптимальна как для обучения по первой и второй формам».

Можно еще допустить (для этого необходимы не методическое указание, а изменения, в крайнем случае, в ФГОС), что можно выбрать родной язык. Но тогда возникает вопрос: а что, если в классе учащиеся нескольких национальностей, и все они выберут свой родной язык. Ведь у нас, кроме русских и коми, есть и татары, и украинцы, и другие национальности. Это какой же бюджет нужен будет для изучения только учебного предмета «родной язык»? Или ожидается чудо, и мы вдруг разбогатеем? Пока что мы видим обратное. Из месяца в месяц зарплаты учителей понижаются за счет уменьшения стимулирующего фонда.

Но составители этого документа, видимо, уверены, что все будут выбирать родным языком русский. Не зря ведь в примечаниях к проекту учебного плана написали, что при составлении учебного плана для обучающихся, для которых родным языком является русский язык, часы, отведенные на родной язык и литературу на родном языке МОГУТ передаваться на изучение русского языка и (или) литературного чтения (а могут и не?)

Именно это и есть та приманка, которая сделает всех русскими. Ведь всем в дальнейшем сдавать ОГЭ и ЕГЭ. И если по предмету, который является обязательным при поступлении в любое учебное заведение, есть возможность получить более глубокие знания, то родители во благо своих детей выберут именно этот предмет. Возможно, что и в селах, где дети говорят, мыслят на родном коми языке, родным будут выбирать русский.

В той же статье 26 Конституции РФ говорится «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». А вот такая постановка вопроса, как в этом методическом письме есть не что иное, как принуждение к указанию национальной принадлежности.

В политике нашего государства и раньше была, можно сказать, «принудительная русификация». Нам говорили, что нехорошо говорить на коми, если есть хоть один русский в коллективе. Но почти везде есть те, кто коми не понимает. И вот в угоду им мы потихоньку все становились не то коми, не то роч. «Я по-русски не умею, а по-коми не кужу», - была такая присказка. На деле же необходимо было изучать язык тем, кто добровольно ли, по воле ли случая приехал в наши края. И уж коль вот уже 25 лет (с 1992 года) коми язык является государственным, пора не только в школах, но и вне школ изучать этот язык. Чтобы его знали и начальники тоже.

Сегодня в школах городов и больших сел и поселков коми язык в основном изучают как государственный. Проблема в том, что Министерством образования, на мой взгляд, проводилась недостаточная работа по изучению вопроса качества преподавания. А качество преподавания зависит от качества УМК. Учебники по коми языку как государственному, в основном, рассчитаны не для тех, кто язык этот не знает. Сравните учебники и учебные пособия по английскому и коми языкам. И ответ будет такой: ни достойного финансирования УМК нашего государственного языка, ни альтернатив нет. Именно это вызывает у русскоязычных родителей такой протест, а конечном счете - межнациональную рознь. В группе вконтакте, администратором которой я являюсь, эти русскоязычные родители как только не называют наш родной язык и тех, кто его защищает, что впору подавать заявление в прокуратуру.

Преподавание родного и государственного языков не противоречит Законам России и Коми. Как это ранее заявлялось спикером Госсовета, а так же и работниками Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми. И это же было в решении Конституционного суда по поводу законности изучения государственного языка - коми. Те, кто выбрали родным языком коми (а это в основном в малых селах и деревнях), изучают его согласно ФГОС. Для изучения другого языка, а это, как указывается том числе и в выводах некоторых работников прокуратур, есть отдельный учебный предмет) нет ни учебников, ни программ. Если часы на изучение передавать русскому языку, то это будет нарушением того же ФГОС. Тогда в той же Воркуте не будет предмета «родной язык» и «родная литература».

Если применять пункты этих методических указаний сегодня, это будет просто попрание не только законов РК, но и законов РФ.

И, наконец, что я предлагаю, посоветовавшись с учителями - предметниками.

1. Проводить преподавание родного и государственных языков так же, как делали это до сих пор. 

2. На уровне республики должна быть такая структура, которая бы занималась составлением УМК, как это сделано в Удмуртии. В нашей республике это один-два человека-энтузиаста и преподаватели-учителя-практики, тоже энтузиасты, которые совмещают непосредственные должностные обязанности и работу над созданием учебников по родному языку. Конечно, в ущерб собственному здоровью, а также семье. Может быть и результаты были бы другими, если бы эта миссионерская работа соответственно оплачивалась.

И, наконец. Сейчас идет работа рабочей подгруппы по образованию ПО ВЫРАБОТКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ КОМИ ЯЗЫКА. Я надеюсь, у всех подгрупп рабочей группы, созданной по данной теме, хватит ума не вносить предложение о том, чтобы убрать из обязательного изучения государственный язык коми. Тогда надо было группу назвать: по уничтожению коми языка.

Эмилия Братенкова

Просмотров: 6991 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]