Миян Ижма медся дона

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2015 » Февраль » 8 » Брыкаланск: без дороги, без рыбы, без связи
14:58
Брыкаланск: без дороги, без рыбы, без связи

Село Брыкаланск, что в Ижемском районе, раскинулось на одном из самых живописных берегов Печоры. Старинное село впервые упомянуто в исторических документах в 1777 году. Богатая рыбой река и обилие разнотравья на пойменных лугах вокруг поселения и привлекли сюда предприимчивых ижемцев.

x_e27f4612

«Искра» угасла

1929 году в Брыкаланске был создан первый в районе колхоз «Искра», а доярка Заря Терентьева одной из первых в республике перешагнула рубеж по удоям: от одной коровы за год — 4 тысячи литров. Она — кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, удостоена звания «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР».
Многие годы брендом села и гордостью местных жителей является знаменитое сливочное масло, которое славится своим высоким качеством. В жизни припечорского села важную роль играло и рыболовство.
Село хранит православные традиции. Пять лет назад под руководством монаха Епифания местные мастера начали возводить в Брыкаланске деревянную «копию» знаменитого 22-купольного Преображенского храма, который находится на острове Кижи.
Но увидеть все местные красоты туристу совсем непросто. Брыкаланск большую часть года отрезан от «большой земли». От райцентра до села более 100 километров бездорожья. В распутицу — лишь вертолетное сообщение. Во-первых, это очень дорогой транспорт. Во-вторых, чтобы попасть на борт «вертушки», нужно за месяц вперед записаться в очередь.
— В нашем селе жизнь в основном крутилась вокруг колхоза, он был главным кормильцем, — говорит 83-летняя Заря Терентьева. — В былые годы колхоз «Брыкаланский» славился, сюда завозили коров холмогорской породы. Я работала телятницей, потом 28 лет дояркой. Даже в трудные послевоенные годы колхоз крепко стоял на ногах. Еще в конце 80-х годов в хозяйстве содержалось не меньше 700 голов крупного рогатого скота. — Одних только тракторов было около 40 единиц. А сегодня от хозяйства остались лишь рожки да ножки. Высокопродуктивные заливные луга уже быльем поросли. Теперь молодежь вынуждена покидать родное гнездо в поисках работы.

Жизнь на коленях

Проблемы жителей Брыкаланска поднимал делегат из деревни Чика Геннадий Артеев на районной конференции «Коми войтыр», которая прошла в декабре прошлого года.
— В сельскохозяйственном районе, где нет другого производства, состояние сельского хозяйства — барометр экономики района, — убежден Геннадий Алексеевич. — Сельские труженики поставлены на колени и выживают — кто как может. Без дотации государства наша продукция убыточна. Поэтому на прилавках сельских магазинов стали появляться вологодский творог, кировская сметана и даже аргентинское мясо.
Сегодня в поселении, куда входят село Брыкаланск и находящаяся в трех километрах деревня Чика, проживают 1073 человека. В личных подсобных хозяйствах жители содержат более 100 коров, 200 лошадей, телят и овец. Но сенокосные угодья находятся за рекой Печора, в 10-ти километрах. Настоящая головная боль – транспортировка кормов. Чтобы сено перевозить на лодках, владельцу судна нужно иметь удостоверение и спассредства (иначе инспекция оштрафует).
Отдельная тема — доставка топлива. В советское время «горючее» по графику доставлял бензовоз. Сегодня ближайшая АЗС находится в 50-ти километрах, в поселке Щельяюр. К примеру, если приобрести 100 литров бензина, почти 50 литров, то есть половина, уйдет на его доставку.

Сам себе «пенсионный фонд»

— Не раз мы обращались к районным властям, чтобы организовали доставку топлива сельчанам — хотя бы в зимние и летние периоды. Но власть народ не слышит, проблем не решает.
В Чике, где население более 300 человек, держат в личных хозяйствах 40 дойных коров, но нет молокоприемного пункта, — продолжает Геннадий Артеев. — Везти в соседнее село, где имеется маслозавод, не каждый может. Поэтому молоко идет телятам. А вот в Диюре молоко с личных подворий каждый день возит на завод молоковоз.
Крестьянину некуда сбывать и мясо. Раньше излишки мяса можно было сдать в бюджетные организации. Но вступивший в силу с мая прошлого года Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции» обязует убой животных осуществлять в специально отведенных для этого местах. Но на территории района убойный пункт работает лишь в деревне Ласта, которая от Брыкаланска находится за тридевять земель.
— Мы с супругой всю жизнь отдали сельскому хозяйству, — говорит Г. Артеев. — Сегодня в моем подворье имеются две лошади, две коровы, три бычка. Раньше хотя бы компенсировали расходы на приобретение коров. Также субсидировали и содержание скота. Это было хорошим стимулом в безработном селе. Но субсидии отменили в 2010 году. Теперь частники этой льготы лишены. Кроме того, работа частников не засчитывается в стаж, не идут отчисления на пенсию, хотя приходится трудиться круглый год без выходных и праздников. Я хотел оформиться как крестьянско-фермерское хозяйство — для них еще сохранили дотации. Но сразу же «споткнулся» о бюрократические препоны. Чтобы оформиться, нужно ехать в райцентр, а в последующем ездить туда каждый квартал. Но дорога только в одну сторону — это не меньше 700 рублей. А сколько бумажной волокиты!

Бренд «исчезает»

В конце года в Брыкаланске закрылось единственное «градообразующее» предприятие — СПК «Боровая». Продержавшись пять лет, оно стало убыточным. Теперь это крестьянско-фермерское хозяйство. В связи с этим сократится и производство знаменитого местного масла. Еще недавно СПК каждый год производил 10 тонн превосходного по качеству масла. Его реализовывали по цене 450 рублей, но на самом деле производство обходилось в два раза дороже. В отдаленном селе транспортные расходы любую сельхозпродукцию делают нерентабельной.
Геннадий Алексеевич с ностальгией вспоминает советское время, когда топливо было дешевое, государство организованно принимало мясо и молоко, а на вырученные деньги владелец живности мог приобрести себе необходимую технику, товары для дома и быта.

В краю пуганых «браконьеров»

С принятием новых правил рыболовства местное население превратилось в потенциальных браконьеров.
— Ситуация с рыбной ловлей становится все абсурдней, — говорит Артеев. — Теперь у нас стали отнимать и главную еду — рыбу. Население автоматически переводят в разряд браконьеров. Раньше рыбак на реке был хозяин, теперь — браконьер. Местные жители подвергаются постоянным «атакам» со стороны контролирующих органов. Я тоже хотел потчевать рыбой семью, но… пришлось оплатить штраф 2,5 тысячи рублей. Прежде чем идти на реку, мужики по сторонам озираются, как воришки. А ведь рыболовство для ижемцев — это часть их жизненного уклада…
На дворе 21-й век, а у жителей Брыкаланска до сих пор нет сотовой связи. Власти, видимо, считают, что для сельчанина мобильник — это чрезмерная роскошь. Правда, со связью им обещают помочь. И вообще, перед каждыми выборами чиновники много чего обещают.
Вот так и живут брыкаланцы. Кормятся обещаниями.
Наталья КОЛОДИНОВА.

http://www.tribuna.nad.ru/

Категория: Села и деревни | Просмотров: 2249 |
Всего комментариев: 2
1 а  
такой отчет о работе провел депутат.хорошо работает.

2 а там  
нет главы поселения?все ж таки зарплату получает,есть депутат,которого народ выбрал,чтобы он добивался,чтобы все это там было.иначе ,зачем их избирать и содержать глав,если они без денег ничего не могут делать?зачем? замы,конечно,работают,бумаг много.так пусть и работают они.или вариант-оставить одного главу без зама и пусть делает все эти дела.какая экономия будет для района.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]