Миян Ижма медся дона

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
«Сглаз я определяю по глазам человеческой души. Они должны быть симметричными, - делится секретом знахарь. - А если один глаз прищурен или закрыт, то это значит, что человека сглазили. Мужчина сглазить не может, на это способна только женщина. Женщина может лишь подумать о ком-нибудь, посмотреть на человека и уже невольно сглазить. Иногда она даже не виновата в этом, всё происходит независимо от её воли. А есть ещё вомидз - порча дурным словом. Это когда человек был здоров, удачлив, а потом его похвалил кто-нибудь и всё - у везунчика начинается «полоса неудач». Вомидз можно определить по губам человека. Если один уголок рта опущен или приподнят, то, значит, у человека порча. Шева, или по-ижемски - висян - это когда человек начинает говорить или кричать не своим голосом. Мужчина говорит женским голосом, женщина - мужским. Пятнадцать лет назад я впервые изгонял шеву из одной бабушки. Хотя и я молился у себя дома, а она была за несколько километров от меня, но её шева зло бросалась на меня. Но потом я её одолел, и шева ушла. Шева - это страдающая после смерти человека душа, она и выглядит как обычная душа, только усохшая. Она не может найти себе приют и поэтому прилипает к другому человеку. Шевой может даже родная бабушка стать. Когда человек при смерти, и вокруг него собрались родные и близкие, шева может «выскочить» и «прилипнуть» к любому из них. Поэтому нужно молиться».

Весной 2008 года Игоря не стало.

Лодки и пимы

Моя «малая родина» село Сизябск всегда славилось своими мастерами. Здесь каждый мужик легко справится с любой столярной работой и сможет возвести если не дом, то хотя бы баню. Женщины тоже не сидят сложа руки - шьют, вяжут, готовят. Но есть в селе и мастера «узкого профиля». Если кому-нибудь будет нужна новая лодка, то рыбак не переквалифицируется в «корабела», а обратится к своему земляку Владимиру Демидову.

Первую свою лодку он смастерил в 1971 году, когда вернулся из армии. «Казанки» были в дефиците, да и стоили дорого. Поэтому парень посмотрел- посмотрел на чужие лодки, взял в руки топор да и смастерил свою. Вышла она не очень, но плавала. Сколько всего лодок с тех пор пришлось построить, мастер не считал, но то, что в его «флоте» уже не менее полусотни «кораблей», он уверен.

На строительство одной лодки уходит примерно месяц, если работать с утра до ночи. Больше времени требует заготовка материала. Самым сложным мастер считает поиск еловой кокоры для киля лодки. Дерево ищет осенью, лодку строит обычно зимой. Подходящее дерево не срубается, а выкорчёвывается с корнем, который идёт на носовую часть лодки. Для поперечных креплений - упругов - нужны согнутые в дугу ели.

Демидов работает дедовскими инструментами, так как уверен, что они надёжнее и никогда не подводят. Однако древесину мастер пропускает на современной пилораме, делая нужные доски. Ширина доски - 15 сантиметров, толщина - два. Всего на лодку требуется дюжина досок - по шесть с каждой стороны - и 3654 гвоздя. «Самое сложное - это первые две нижние доски, - делится опытом мастер. - Они самые ответственные, и делать их нужно очень осторожно, так как они могут сломаться. За ними уже легко идут остальные».

Лодки мастер не смолит - собирает их так, чтобы не было щелей и хватало одной покраски. К тому же в воде доски разбухнут, и никакая вода не просочится. Вообще-то, чтобы лодка дольше прослужила, её нужно красить каждый год и не оставлять на зиму под снегом без прикрытия.

Наибольшее количество демидовских плоскодонок «трудится» в тундре. Оленеводы обычно заказывали по три четырёхметровые лодки в год. Лёгкие и прочные судёнышки легко помещаются на нартах. Они необходимы тундровику в летнем пути к морю, чтобы преодолевать ручьи, реки и озёра. В районе Демидов известен не только как корабел, но и как... гимнописец. Благодаря ему Сизябск, возможно, единственное коми село, где есть свой гимн. Слова к гимну «Таш ме ола» (Здесь я живу) написала учительница английского языка из местной школы Нина Канева. Мне довелось стать свидетелем, как она удивила канадских студентов. Те приехали в Сизябск, чтобы изучать местную культуру и фольклор. И вот как-то канадцы, встретив под пологом чума женщину в старинном сарафане и платке, попросили спеть что-нибудь из местного репертуара. Нина Ивановна подумала да и спела... «Yesturday». Причём песню исполнила с хорошим английским произношением, да и в музыке не сфальшивила. Окончательно канадцев добило то, что после этого сельская учительница исполнила несколько песен на их родном, французском, языке.

Костры Луда

Лето - это ещё и пора одного из самых популярных в Ижме праздников - «Луд»... Испокон веков ижемцы в одну из белых летних ночей выходили «лудын войлыны» (гулять на лугах). В середине 1930-х годов эта традиция прервалась. Возобновили гулянье только шестьдесят лет спустя, в 1997 году. Причём время внесло свои коррективы. Так, если раньше праздник проходил на острове напротив Ижмы, то сейчас место проведения более доступно - луг, рядом с мостом на зареченские сёла.

Несколько раз я побывал на «Луде». Днём на местах проведения праздника проходят конные гонки. Затем с многокилометрового шествия по Ижме начинается сам праздник. Женщины надевают старинные парчовые сарафаны, передающиеся по наследству.



В десять часов вечера на свежескошенной части луга загораются родовые или семейные костры. Все деревни и сёла «возводят» свои небольшие подворья. Продают выпечку, красноборскую голубую глину, вертепскую «живую воду» и диюрские «чудо-веники». Женщины в старинных парчовых сарафанах и платках поют и водят хороводы...

С Лудом связан и такой обряд. Потомки оленеводов, разъезжающиеся в поисках пастбищ по всему Северу, обязательно брали с малой родины саженец черёмухи, чтобы вырастить у себя дома. Деревца раздавали в горшках, землю в которые собирали со всего района, а поливали такой же общинной водой. И деревья эти, черёмухи, наверное, растут и за Уралом и на Кольском полуострове... Всюду, где живёт ижемец, «изьватас»...

Есть на Ижме и праздник охотников. «В охоте заключается их главное средство к существованию, в ней же и их поэзия»,- писал про коми-ижемцев Сергей Максимов. Он отметил, что «край, населённый народом коми, холоден и неприютен, но богат своеобразными произведениями природы: лесом, дичью, пушным зверем и рыбой».

Действительно, охота наряду с оленеводством испокон веков являлась одним из главных занятий ижемцев. Но если День оленевода в Ижме отмечается уже много лет, то День охотника - праздник ещё молодой. Его проводят по инициативе жителей деревни Ласта. Место проведения праздника выбрано не случайно. Ведь именно в Ласте в 1927 году было образовано одно из первых в республике охотничье-промысловых товариществ - кооператив «Ударник». Руководил им потомственный охотник Семён Канев. До революции деревня славилась своими оленеводами, но при советской власти их раскулачили, а оленеводство «искоренили под корень». Вот и осталась ластинцам одна только охота да рыбалка.

В 2000 году ластинцы прославились своей борьбой за неприкосновенность родных лесов на территории заказника «Сэбысь». Парму отстояли, возможно, благодаря тому, что большой нефти в пробной скважине не оказалось. Тогда борьбу возглавил Алексей Канев. Он же и начал проводить День охотника. «Идея праздника витала уже давно,- вспоминает Алексей Семёнович.- Есть День колхозника, День учителя, врача... Почему же не быть Дню охотника?» Первый День охотника в Ласте провели в декабре 2004 года. В соревнованиях тогда участвовали восемь человек. С этого всё и началось. На второй год решили отмечать в марте - светлее. К тому же, по языческим представлениям, в конце марта начинается Новый год. Призы выделило республиканское охотничье общество. Но настоящего масштаба праздник достиг только в 2007 году, когда появились спонсоры, постоянные участники и зрители.

Я был на этом празднике в марте 2008 года. Охотники перед выходом на сцену переодевались в малицы, лузаны, готовились показать свои трофеи: шкуры добытых зверей, тушки птиц и даже замороженную рыбу. Начинался праздник с «дефиле» охотников. Зрители и жюри должны были оценить костюмы и снаряжение участников состязаний. Большинство из них облачились в своеобразную куртку-сумку из плотной ткани - лузан. На спине лузана в особой петле крепится топор, в заплечный и нагрудный мешки-карманы сложена дичь, силки, соль, спички, патроны, другое охотничье снаряжение, запас еды, а к петлям на груди подвешены шкуры. Больше всего охотники гордились своими поясами. Украшенные металлическим орнаментом, медвежьими зубами, многие пояса являются семейной реликвией и передаются из поколения в поколение. На каждом ремне - нож в красивых самодельных ножнах. Современных ружей на празднике не было, зато некоторые из конкурсантов прихватили с собой хорошо сохранившееся кремневое оружие позапрошлого века. У большинства охотников в снаряжение входили широкие лыжи (некоторые на них и пришли в Ласту) и длинные узкие сани для добычи. У многих были с собой кой бедь (шыа бедь) - крепкая палка с заострённым железным наконечником, которая служит лыжной палкой, помогает определить крепость льда, поставить капкан и даже может разить медведя наповал.

После открытия праздника все зрители и участники дружно отправились к берегу Ижмы. Здесь охотников ждала полоса препятствий. Рискнули её пройти не все - только двадцать участников в возрасте от 11 до 59 лет. Первым пример показал сам Алексей Канев. Он скатился на лыжах с горки, метнул аркан на оленьи рога, переправился через сугроб по бревну, достал «куницу» с дерева, прошёл на ходулях, метнул топор, копьё, выстрелил из лука и перепрыгнул через сугроб при помощи шеста. Вслед за организатором всё это повторили поочерёдно остальные участники соревнований, как дети, так и взрослые. Последней полосу прошла единственная среди мужчин охотница Вера Канева (жена охотника Петра Канева).

Зрители с высоких сугробов следили за ходом соревнований. Группы поддержки - девушки в ижемских нарядах - кричали и били в колотушки. Тут же на площадке играли гармонисты, зрители водили хороводы и пели. По самым скромным подсчётам, зрителей собралось не менее трёхсот человек.

Призы по причине вынужденной малобюджетности Дня охотника оказались скромными. Охотников награждали термосами, примусами, сапогами, палатками, чехлами для ружей. Зато никто из участников праздника не остался без поощрительного приза.

В последние годы из каждой поездки на Ижму я привожу новые журналистские материалы. Часть из них вошли в этот очерк. Но, как известно, нельзя объять необъятное, поэтому мне удалось описать, конечно, далеко не все аспекты жизни ижемцев и Ижмы. Надеюсь, будут новые поездки на Ижму, а значит, будут и новые очерки...Артур Артеев