Миян Ижма медся дона

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2018 » Май » 11 » За Печорой теперь никто не ухаживает
21:51
За Печорой теперь никто не ухаживает

В стародавние времена мои предки поселились на берегу красавицы Печоры. Для нас, жителей села, река — это все: и чистая пресная вода, и транспортный путь, и основное наше питание — рыба.
Первая подвижка льда, ледоход, половодье, первая шуга, ледостав — по этим явлениям на реке люди ориентируют свою хозяйственную деятельность, а любители охоты и рыбалки — промысловую.
Раньше за Печорой в буквальном смысле ухаживали. Изучали русло, определяли фарватер, который каждый год меняется. Летом на Печоре работали земснаряды. Эти машины поправляли и углубляли основной фарватер реки. Как только начиналось основное судоходство, около сел и деревень устанавливали дебаркадеры.

На теплоходе музыка играет…

В 1896 году был построен пароход «Доброжелатель», купленный ижемским купцом С. Норицыным. В 1911 году этот пассажирский пароход, один из первых на Печоре, приобрел чердынский купец Александр Черных. Он дал судну свое имя — «Александр». А после революции, в 1918 году, пароход стал называться «Советская республика».
Много разных судов ходило по Печоре, но мне вспоминаются именно старые пароходы. Эти скромные труженики шлепали по реке своими лопастями, чтобы за короткое северное лето обеспечить жителей всем необходимым. Буксирные пароходы «Щорс» и «Пархоменко» были самыми мощными. Трудяги-буксиры, пыхтя, тащили на тросах огромные плоты леса от верховьев реки до Нарьян-Мара. Баржи по большой воде возили уголь аж из Воркуты. Стройматериалы, сено, продукты питания и все необходимое доставляли в населенные пункты Припечорья только по воде.
Но особой любовью пользовались старые пассажирские пароходы — «Советская республика», «Жданов», «Сыктывкар», «Тургенев» и другие.
В детстве мне посчастливилось быть пассажиром на «Советской республике». Это старенькое судно всегда имело небольшой крен на один бок. Чтобы удержать равновесие, матросы катали бочку, наполненную речным песком, с одного борта нижней палубы на другой. Последней навигацией парохода «Советская республика» был 1965 год.
Прежде чем пристать к берегу или дебаркадеру, пароходы давали длинный гудок. Они тащились из Мутного до Усть-Усы почти сутки, а до Печоры – чуть меньше двух суток. Но в этой неторопливости была своя прелесть. Печорский простор, проплывающие мимо берега с красивейшей природой, да и сама атмосфера парохода со скамейками отдыха на верхней палубе, с чаепитиями около титана и музыкой… Все это создавало праздничное настроение.
Потом на смену пароходам появились винтовые теплоходы, за ними быстроходные суда «Ракета» и «Заря». Но никогда уже мы не испытывали тех чувств, что давали нам старые пароходы…

 

с. Мутный Материк, река Печора 19.08.2016 г.

 

Как спасти нашу реку?

Помню, как потрясло нас сообщение о планах по переброске вод северных рек, в том числе и Печоры, в Каспийское море. На Печоре планировали построить каскад плотин, из-за чего десятки населенных пунктов оказались бы под водой. Жителей нашего села планировали переселять в Интинский район. Слава Богу, что все это осталось глупым прожектом тогдашних правителей и ученых.
Но спустя время Печору ожидала новая беда.
Уже не один десяток лет в Печорском бассейне ведутся разработка месторождений и добыча нефти. Река захлебывается от нефтяных разливов, «плачет», особенно весной, в половодье.
Заражены флора и фауна Припечорья, здоровой рыбы теперь мало. А заливные печорские луга каждую весну «удобряются» нефтепродуктами.
Теперь и Мутный стал пригородом Усинска, войдя в городской округ «Усинск». При этом до Усинска — 280(!) километров. Попробуй-ка доберись, селянин! Для безработных жителей это дорого, да и с транспортом — проблемы.
Но главной проблемой для жителей припечорских сел и деревень остается одна: как спасти нашу Печору? Дети и внуки хотят жить там, где родились, где похоронены предки, на своей малой Родине.
Новый 2017 год объявлен Президентом Годом экологии. Но при этом глава республики упразднил Министерство экологии и природных ресурсов. То есть экологию поставили в подчинение промышленности. Кому это выгодно?
В народе говорится: Солнце — наш батюшка, Земля — наша матушка. Человек — единственное разумное существо на планете — берет из биосферы много, неумело и небрежно! Земля плачет, плачет горькими и грязными слезами. И эти слезы уже много лет несет страдалица Печора в Ледовитый океан…

Анатолий КАНЕВ,
село Мутный Материк, Усинский район.

Газета ТРИБУНА

Просмотров: 651 |
Всего комментариев: 1
1  
Зато теперь вездесущий ГИМС с владельцев лодок деньги сдирает!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]