Миян Ижма медся дона

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2014 » Август » 9 » Попытка организации референдума по вопросу проведения геологоразведочных работ в заказнике «Сэбысь» в Ижемском районе Республики Коми
23:06
Попытка организации референдума по вопросу проведения геологоразведочных работ в заказнике «Сэбысь» в Ижемском районе Республики Коми

Былое

Попытка организации референдума по вопросу проведения геологоразведочных работ в заказнике «Сэбысь» в Ижемском районе Республики Коми

 

Попытка провести референдум была сделана в Ижемском районе Республики Коми.

Проблема заключалась в следующем: в начале 2000 г. Министерство природных ресурсов Республики Коми одобрило проведение российско-кипрским геологоразведочным предприятием АО «Печорнефтегаз» разведочных работ по поиску новых месторождений нефти в государственном природном заказнике «Сэбысь».

Незатронутые промышленной деятельностью земли бассейна реки Сэбысь получили статус природного заказника районного значения в 1991 г. в результате решения Ижемского Совета народных депутатов. Государственный природный комплексный заказник республиканского значения «Сэбысь» площадью 175 тысяч гектаров (на землях Ижемского и Сосногорского районов) был учрежден Советом Министров РК в 1993 г. для сохранения мест традиционных форм природопользования этнической группы коми-ижемцев - коренного населения Ижемского района республики Коми. Здесь издревле велись охота, рыболовство, сбор грибов и ягод, сенокошение. Особый охранный статус этой территории защищал целый ряд федеральных природоохранных законов и Положение о заказнике «Сэбысь», утвержденное указом Советом Министров РК в апреле 1994 г.  Целью создания заказника «Сэбысь», в соответствии с этим положением, являлось сохранение ненарушенного природного комплекса в центральной части Республики Коми. На его территории были запрещены разработка и поиск полезных ископаемых, рубка леса, освоение новых земель под сельскохозяйственные культуры.

7 марта 1995 г. Глава Республики Коми своим указом №128 утвердил новое положение о заказнике, в котором снял запрет на рубку лесов на части территории заказника.

Несмотря на охранный статус территории, весной 2000 г. АО «Печорнефтегаз» незаконно начало монтаж буровой установки и вахтового поселка для поиска нефти на территории заказника. В связи с этим, ижемцы потребовали от республиканских органов власти не допустить бурение скважины на территории заказника. Однако власти республики встали на сторону АО «Печорнефтегаз» и приняли меры, чтобы придать действиям нефтяников законный характер.

16 августа 2000 г. глава Республики Коми издал Указ №334 «О внесений изменений и дополнений в нормативные правовые акты о комплексном республиканском заказнике «Сэбысь». Нормы указа ослабляли режим охраны заказника (допускали на большей части его территории геологоразведку и добычу полезных ископаемых экологически щадящими технологиями и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы). Проведение подобных работ в заказнике противоречило федеральному природоохранному законодательству - законам «Об охране окружающей природной среды» и «Об особо охраняемых природных территориях» («Об ООПТ»).

Федеральный закон «Об ООПТ» устанавливал, что на территориях государственных природных заказников запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказников. Целью создания заказника «Сэбысь» было сохранение ненарушенного природного комплекса в центральной части Республики Коми. В его границах подлежал охране весь природный комплекс, в том числе леса, водные объекты, животный и растительный мир. Любая деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых неизбежно нанесла бы экологический вред ненарушенному природному комплексу заказника «Сэбысь», что противоречило целям его создания. Следовательно, такая деятельность не могла быть разрешена ни Главой РК, ни экспертными комиссиями государственной экологической экспертизы.

31 января 2001 г. был издан приказ №34 руководителя Комитета природных ресурсов Минприроды РФ по Республики Коми А. Н. Попова «Об организации государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Строительство поисковой скважины №1 на Курбатской площади». Заказчиком рабочего проекта являлось Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, генеральным подрядчиком - ОАО «Печоранефтегазразведка», зарегистрированное в городе Печора.

В феврале - мае 2001 г. Комитетом была организована и проведена государственная экологическая экспертиза данного рабочего проекта. Экспертиза была проведена с нарушением законодательства, так как у заказчика проекта до и в процессе экспертизы не были истребованы материалы, наличие которых обязательно: должным образом оформленные материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности, которая подлежит госэкоэкспертизе, и материалы обсуждения объекта госэкоэкспертизы с гражданами и общественными объединениями. Помимо этого, в процессе экологической экспертизы Комитет природных ресурсов не организовал должным образом рассмотрение аргументированных предложений и замечаний по объекту экологической экспертизы, направленных в адрес экспертов общественными объединениями и гражданами. Также в нарушение закона в состав комиссии государственной экологической экспертизы был включен работник  Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - заказчика проекта строительства буровой. Таким образом, осуществление данного проекта нарушало и Закон РФ «Об экологической экспертизе».

Уже в феврале 2001 г. АО «Печоранефтегазразведка», с грубейшими нарушениями указанных законодательных актов, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, начало сооружение Курбатской скважины на территории заказника. Были построены буровая вышка, вахтовый поселок и склад ГСМ. Несмотря на то, что Комитет по охране окружающей среды Ижемского района (председатель - Ф. Ф. Терентьев) знал о факте правонарушения уже в марте, реальные меры по его пресечению (остановка строительства, привлечение виновных к административной ответственности) были приняты только в апреле после обращения депутата Госдумы РФ, члена Комитета по экологии  А. Н. Томова в Прокуратуру РК.

Районные органы местного самоуправления поддержали позицию республиканского правительства. Глава Ижемского района Василий Чупров был убежден, что приход геологоразведчиков и нефтяников поможет решить остро стоящую в районе проблему безработицы. Так, в течение 2000 г. руководители районной администрации согласовывали отводы земель под строительство буровых в заказнике.

При обсуждении последствий реализации проектов геологоразведочных работ в Ижемском и Удорском районах администрации этих районов (руководители, соответственно - В. И. Чупров и А. И. Елисеев) допустили существенные нарушения Положения об ОВОС, негативно отразившиеся на эффективности этого механизма обеспечения экологической безопасности. 16 мая 2000 г. Приказом №372 Госкомэкологии РФ было утверждено «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», которое регламентировало проведение процедуры ОВОС и обсуждение проекта намечаемой хозяйственной деятельности с общественностью как её обязательный элемент. Организовывать эти обсуждения должны были органы местного самоуправления, которые и допустили нарушения.

Также Совет МО «Ижемский район» пунктом 6 своего решения от 18 апреля 2001 г. дал согласие на продолжение геологоразведочных работ в заказнике «Сэбысь» в целом.

Против выступило население Ижемского района - поиск и добыча нефти на территории заказника «Сэбысь» ущемляло конституционное право на благоприятную окружающую среду жителей села Ижма, деревень Ласта и Мошьюга, ряда других населенных пунктов Ижемского района. Нефтяники могли подорвать и экономическую основу жизни коми-ижемцев. Начались массовые протесты населения.

31 января 2001 г. представители Комиссии по защите прав человека при Сыктывкарском обществе «Мемориал» (при этой комиссии в конце 2000 г. была создана специальная экологическая группа) подали в Верховный суд Республики Коми в г. Сыктывкар жалобу о признании недействительными отдельных положений указа Главы Республики Коми № 334 от 16 августа 2000 г. Жалоба была подана от имени ста жителей республики, из которых девяносто проживали в селах и деревнях Ижемского района. Заявителями по жалобе также выступили два члена Комитета спасения Печоры, два представителя общества «Мемориал» и шесть ученых-экологов из Института  биологии Коми научного центра УрО РАН. Юридическую поддержку этой жалобы граждан обеспечили Гринпис России, московская неправительственная экологическая организация «Родник», специализирующаяся в области экологического права, и экологическая группа Сыктывкарского «Мемориала» (По просьбе А. Н. Томова, юристы организации «Родник» провели юридическую экспертизу указа Главы РК от 16 августа 2000 г. По их мнению, этот указ противоречил федеральным законам «Об особо охраняемых природных территориях» и «Об экологической экспертизе». Соответственно, неправомерным являлось и заключение государственной экологической экспертизы, базировавшееся на указе Главы).

 20 февраля 2001 г. Верховный Суд Республики Коми рассмотрел и удовлетворил данную жалобу, признав недействительными те нормы указа Главы РК №334 от 16 августа 2000 г., которые ослабляли режим охраны заказника и разрешали проведение геологоразведочных работ на его территории.

4 мая 2001 г. активисты общественного движения ижемцев, требующих прекращения незаконных геологоразведочных работ в заказнике «Сэбысь», обратились к А. Томову с просьбой оказать помощь в защите их прав в связи с возможными неправомерными действиями Комитета природных ресурсов по Республике Коми. Они высказали опасение, что комитет организовал проведение государственной экологической экспертизы проекта с нарушением ряда законов.

В ходе проверки законности приказа, санкционированной Прокуратурой Республики Коми по результатам рассмотрения запроса А. Томова и проведенной органами прокурорского надзора, предположение ижемцев подтвердилось (о нарушении ключевых норм федерального закона «Об экологической экспертизе» Комитетом природных ресурсов по РК при организации экспертизы уже говорилось выше).

28 мая 2001 г. Сыктывкарская межрайонная природоохранная прокуратура опротестовала и потребовала отменить незаконный приказ Комитета природных ресурсов по Республике Коми об организации государственной экологической экспертизы проекта строительства геологоразведочной скважины на Курбатской площади в республиканском природном заказнике «Сэбысь». На момент опротестования приказа заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по указанному проекту еще не было готово.

Жители деревни Ласта стали добиваться проведения районного референдума. Дело в том, что на землях в бассейне реки Сэбысь, где предприятие «Печорнефтегаз» бурило разведочные скважины, располагались охотничьи и рыбные угодья жителей этой деревни. Ластинцы были обеспокоены тем, что разведчики, а потом, если найдут нефть, и добытчики распугают все живое в округе. Поэтому охотники и рыболовы были уверены, что вопрос о передаче земель под бурение надо вынести на районный референдум. Для его организации они планировали обратиться за помощью к российским и международным правозащитным, юридическим, экологическим организациям.

17 мая 2001 г. группа жителей Ласты выдвинула инициативу проведения в Ижемском районе местного референдума. Основной целью данной инициативы было повысить уровень ответственности органов местного самоуправления перед населением, интересы которого они должны защищать при решении вопросов местного значения. Инициаторы референдума хотели предложить своим землякам два вопроса:

  • первый - об изменении процедуры избрания главы районной администрации (чтобы он избирался всем населением района, а не советом муниципального образования, как сейчас): «Вы за то, чтобы изложить часть II статьи 49 Устава Муниципального образования «Ижемский район» в следующей редакции: Глава администрации Ижемского района избирается гражданами, проживающими на территории Ижемского района, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?»;
  • второй - о проведении или запрещении геологоразведочных работ в заказнике: «Вы за то, чтобы изменить пункт 6 pешения Совета МО «Ижемский pайон» от 18 апpеля 2001 года, изложив его в следующей pедакции: Совет МО «Ижемский pайон» пpосит Пpавительство Республики Коми и промышленные компании не пpоводить геологоpазведку и добычу нефти в заказнике «Сэбысь» на территории Ижемского района?»

5 июня 2001 г. Территориальная избирательная комиссия МО «Ижемский район», проверяя законность выдвинутой инициативы, постановила, что проведение референдума невозможно, так как его вопросы противоречат законодательству РФ (некоторую роль в отказе сыграло и то, что в местном избиркоме не было денег на проведение референдума). При этом был проигнорирован вопрос неприкосновенности заказника. Инициативная группа по сбору подписей за проведение референдума подала жалобу в суд на решение избирательной комиссии.

3 августа 2001 г. в Сыктывкаре было создано Региональное общественное учреждение «Клуб избирателей Республики Коми «За честные выборы». Основной его целью являлось содействие проведению в Республике Коми выборов и референдумов без нарушения прав избирателей и участников референдумов.

25 и 26 сентября 2001 г. Федеральный суд Ижемского района рассмотрел  жалобу инициативной группы. Интересы граждан защищал известный московский юрист,  Александр Сидякин, который специализировался на ведении дел в области защиты избирательных прав и права на участие в референдумах. Суд признал решение избирательной комиссии от 5 июня 2001 г. незаконным. Благодаря этому решению суда, у инициативной группы появилась возможность провести референдум в феврале 2002 г.

Кроме того, два активиста общественного Комитета защиты среды обитания населения Ижемского района  обжаловали в Ижемский федеральный суд приказ руководителя Комитета природных ресурсов № 34 от 31 января 2001 г., как незаконный и ущемляющий экологические права граждан.

Однако в то же время - осенью 2001 г. - на территории заказника уже бурилась поисковая скважина на Западно-Гудыръельской площади, также в стадии согласования находился проект проведения буровых работ на Листвянской площади (АО «Печорнефтегаз»).

Ситуация, сложившаяся с проведением геологоразведочных работ в заказнике и попыткой организации референдума в Ижемском районе, была рассмотрена в главе «Республика Коми» доклада 2002 г. «Права человека в регионах Российской Федерации (события 2001 г.)» В ней отмечались допущенные в этой ситуации многочисленные нарушения органами власти и местного самоуправления норм природоохранного законодательства при принятии решений или проведении юридически значимых мероприятий, определяющих допустимость той или иной хозяйственной деятельности, при принятии нормативных актов, реализация которых может оказать негативное влияние на окружающую среду; нарушения законодательства органами местного самоуправления при проведении процедуры оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (процедуры ОВОС); нарушения законодательства специализированными государственными органами при организации и проведении государственной экологической экспертизы; нарушения, связанные с отсутствием должным образом организованного государственного или муниципального контроля за соблюдением норм природоохранного законодательства гражданами или юридическими лицами (под такого рода нарушениями понимались все факты недобросовестного исполнения ответственными должностными лицами своих обязанностей в сфере охраны окружающей среды, то есть случаи, когда эти лица знали либо по опыту службы догадывались о нарушениях природоохранного законодательства, но не принимали меры для их пресечения).

 Создание же в этой ситуации органами власти препятствий при реализации гражданами и общественными объединениями их прав в сфере охраны окружающей среды, т. е. препятствование проведению местного референдума, являлось грубейшим нарушением прав человека. Указывались структуры, препятствовавшие реализации этого права - Территориальная избирательная комиссия МО «Ижемский район» (председатель - А. А. Рочев), Совет (председатель - А. И. Артеев) и администрация МО «Ижемский район» (глава - В. И. Чупров).

 

Категория: Из истории | Просмотров: 2385 |
Всего комментариев: 1
1 будет  
ли референдум по выбору руководителя администрации всем народом? или есть надежда на депутатов,которые изменят устав на этот счет без референдума,а путем общения с народом? народ ждет изменения устава!!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]