Миян Ижма медся дона

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2017 » Январь » 3 » ПАРОХОД «УГЛЕКОП» он же «ГАСТЕЛЛО»
16:45
ПАРОХОД «УГЛЕКОП» он же «ГАСТЕЛЛО»

У моего дяди по отцовской линии – Климова Федора Ивановича было не слишком счастливое детство. 
Его отец, Климов Иван Андреевич, умер, едва мальчику исполнился год. С тех пор мать, Климова Александра Ивановна, растила детей в предвоенные годы одна. В тот ужасный для страны 1941 год, когда началась Великая Отечественная война, подростку исполнилось четырнадцать лет. Уже в июле 1941 года был призван на фронт старший брат – Николай. И Федор остается в доме за мужчину. 
В 1946 году он с отличием оканчивает Печорское речное училище по специальности «судомеханик» и идет работать механиком на пароход «Углекоп». Как говорят, пароходы с названиями рабочих профессий поступили на Печору в начале тридцатых годов прошлого века. Пароход имел мощность 150 сил или 450 индикаторных сил. Был колесным и работал на дровах. В годы войны он был передан из пароходства на баланс БУПа. Младшая сестра Федора Ивановича, Федосьина Валентина Федоровна, ныне проживающая в селе Ижме Республики Коми, так вспоминает первые послевоенные годы: «…Две навигации, мне тогда было лет восемь-десять, я плавала в летние каникулы с Федей на пароходе «Углекоп». Времена были голодные. А команды все же обеспечивались продовольственными пайками. К тому же, в реке водилась рыба. Вот и брал меня с собой Федя в рейсы. И я этим очень гордилась. Помню, как хвасталась подружкам, что поплыву с братом на пароходе. Маленькая была. 
Пароход был колесным. Он часто приставал к берегу, на котором стояли огромные поленницы дров. И вся команда носилками грузила дрова. Сколько же их было много! Я старалась не мешать взрослым и не путаться у них под ногами. Мне нравилось смотреть, как на борт парохода грузятся пассажиры: было так интересно наблюдать за людьми. В каюте с братом Федей жили четыре человека. Я спала на кровати того, кто заступал в ночную вахту. Я помню, как уходя на такую вахту, мужчины брали с собой пол-литровую кружку крепкозаваренного чая. Больше всего мне нравилось приставать в Мутном Материке. Мы с Федей обязательно шли в местный магазин. И он покупал мне полосатые конфеты-подушечки. Как же я любила эту пристань! А может – конфеты?! 
А еще на стоянках я отправляла письма маме, в Щельяюр. В них я передавала приветы от Феди и обязательно справлялась о своем любимом коте, которого звали Белоноска….» Что ж, гордость и восхищение маленькой девочки можно понять. 
Но все было гораздо прозаичней. Вот как описывает загрузку топлива тех лет ветеран Печорского пароходства Н.П. Бондалетов: 
«…Каждое полено было с метр длиной и до тридцати сантиметров в диаметре. Погрузка продолжалась порой до 12-16 часов, иногда и дольше. Это зависело от расстояния, на которое приходилось носить дрова. Никакие руки не выдерживали таких нагрузок. Приходилось для облегчения шить специальные лямки, которые надевались на плечи, соединяя их с носилками. Не легче была и загрузка угля…» 
В газете «Печорское время» от 13 мая 2011 года опубликована статья Александра Дмитриевича Фефилова «История одного леспромхоза» о становлении лесозаготовительной промышленности в Печорском крае. В ней, в частности, говорится: 
«…Работа в лесу велась с октября по апрель, весной лес справляли по малым рекам на Печору. Увязывали в плоты и передавали Печорскому пароходству. Для пароходства заготавливали дрова-швырок для топки пароходов…» К сожалению, мне известно название лишь одного суда, на котором трудился наш никогда не унывающий дядя Федя. 
Вскоре Климов Федор Иванович перейдет преподавателем в Щельяюрское ПТУ-4 и за двадцать восемь лет работы обучит профессии речника тысячи мальчишек. Но это - совсем иная история. И я расскажу ее Вам в другой раз… 
А «Углекоп»? 
Листая страницы газеты «Речник Печоры» за 1961 год, я увижу название парохода «Гастелло». Так стал называться «Углекоп» в честь советского летчика Николая Францевича Гастелло, геройски погибшего 26 июня 1941 года - в самом начале Великой Отечественной войны. Он направил свой подбитый фашистами, охваченный пламенем самолет на скопление немецких танков, автомашин и бензоцистерн. Экипаж – четыре человека – отказался покинуть самолет. Среди них был бортрадист старший сержант Алексей Калинин из Печоры. В 1963 году буксирный пароход «Гастелло» принадлежал флоту Щельяюрской РЭБ. 
В 1967 году пароход, относящийся к пристани Троицко-Печорск, встал на зимний ремонт в Печорскую РЭБ (газета «Ленинец» от 04.04.1967г.). К навигации 1968 года судно также готовила Печорская ремонтно-эксплуатационная база. То есть, можно смело утверждать, что летом 1968 года старенький буксирный пароход «Гастелло» еще бороздил воды нашей могучей реки….
Елена Редькина. Человек и пароход. 

Просмотров: 2190 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]